люциус, как ты себя выносишь (noliya) wrote,
люциус, как ты себя выносишь
noliya

Тут очередной флэшмоб с историями по хэштегу запустили, #чтотебятакзадевает называется - про школьную травлю или новомодное слово буллинг.
Блин, я нередко об этом думаю в целом - и нередко из этих нередко склоняюсь к мыслям, что реально "сами виноваты". У меня было три школы, первую можно не считать, там было один год во втором классе, так что рассматриваем две остальные: с 3 по 8 и с 8 по 11.
Первая была типа элитная английская школа, вся из себя бывшая гимназия (в новомодные времена вернувшая себе этот статус как таковой), окнами на Смольный. Там была не травля и не буллинг - там было выводящее из себя, но совершенно естественное для переходного возраста и попустительства идиотки-классной руководительницы усиленное третирование девочек мальчиками. Это всякие дерганья за косички (какие косички! Коса толщиной в руку главной красавицы класса Лизаветы!), обязательные снежки от выстроившихся в шеренгу у входа пацанов зимой (просьбы не кидать в лицо - то есть те самые попытки договориться - вызывали только идиотское ржание), раскиданные тетрадки и краски, обзывательства жирной, очкариком, заучкой - это кому что досталось (мне, как несложно догадаться, первое). Но это всё воспринималось в порядке вещей - не в смысле, что так и надо, а в смысле, что это же мальчишки, а они тупые идиоты. Даже когда мне два раза сломали один и тот же палец на левой руке одним и тем же классическим ударом ноги под жопу, которые так были распространены в среде подростков в то время, не было ощущения ахтунга - оба раза это были реально просто тупые хулиганы, один раз из нашего класса, один раз двумя классами старше.
При этом я не припомню, чтобы травили всем классом кого-то осознанно, хотя был тихий светленький мальчик Андрей, которому доставалось больше других.
То, что люди всё же идиоты и договориться можно не всегда, окончательно воспринялось мною после двух историй: одноклассник Юрка, туповатый хулиган, схватил мои краски на уроке рисования (именно краски, то есть было еще рисование, не черчение - следовательно, до 8 класса точно). И стал с ними убегать по классу, на что я, решив, что раз уж я вам жирная корова, то массой и буду брать, просто тупо схватила его за рюкзак и дернула так, что оторвались лямки. Это начало 90-х, рюкзаки как таковые еще писк моды, порванные лямки портят не только вещь, но и имидж. Этот козёл полгода пытался предъявить мне, что я должна ему денег на новый рюкзак - но, что показательно, больше вещи мои не трогал.
Зато их тронул другой одноклассник, сидевший со мной за одной партой. Историю помню досконально, ибо она была разрушительной для некоторых иллюзий про учителей. Был урок русского, мы почему-то занимались не в нашем обычном кабинете, а перешли в аудиторию другой преподавательницы: маститой тётки, учившей еще моих родителей (да-да, они оба окончили эту же школу), считавшейся прогрессивной, ведущей литературного клуба до конца дней своих (Царствие ей Небесное), вопщим, вся из себя. И вот идиот Семёнов хватает мою тетрадь и бросает ее на пол. Просто потому, что может. Я говорю - подними. Естественно, ноль эмоций. Входит учительница, Надежда Петровна, которую мы довольно сильно не любили всем классом (в чем, кстати, она уж точно была сама виновата - но это уже другая история), здравствуйте-садитесь, я остаюсь стоять. Что такое - а вон моя тетрадь, я не сяду, пока Семёнов ее не поднимет. Ну, НП-то знала, что я хоть и жирная корова, но упёртая и умная, так что реально так и буду торчать стоймя. Мы сидим на первой парте, так что это еще и ощутимо мешает уроку. Она говорит товарищу Семёнову, что неплохо бы, мол, дело рук своих исправить, тот (см. пункт про всеобщую нелюбовь к НП) вяло переругивается, но, в целом будучи довольно ссыкливым, уже почти готов встать и исправить сделанное (тем более, что хоть и ссылкив и глуповат, но при этом далеко не так туп и испорчен как тот же Юрочка из предыдущего примера). И тут открывается дверь и за какими-то своими штуками вваливается хозяйка кабинета. Видит мизансцену, спрашивает, что за нафиг. Спрашивает меня, а не НП - я и отвечаю. И тут эта старая идиотка поднимает злосчастную тетрадку, убирает ее в свой шкаф, запирает его и говорит "САМА ВИНОВАТА, СЛЕДИТЬ НАДО ЗА СВОИМИ ТЕТРАДКАМИ!". На этом месте весь ее стапятидесятилетний опыт просто обрушился перед моими глазами как стенка в компьютерной игре, и мне открылась истина: даже кажущиеся самыми крутыми учителя на самом деле могут быть просто полными дураками. И, кстати, то офигение, в которое впала от происходящего НП, меня с ней очень сильно примирило. Да и вообще я стала спокойнее, именно потому, что с небес на землю упало идолище, казавшееся если не идеалом, то образцом - и оказавшееся просто дурой.

Йопт, судя по тому, как меня реально попускает с каждой секундой, при том, что я не чувствовала напряжения до того, как начала писать псто - давно надо было просто прилюдно рассказать эти истории, бггг.

В 8 классе в наш класс пришло сразу четверо новеньких: два мальчика и две девочки. Одним из мальчиков был мой сосед по даче и "первая любовь" (весь дачный поселок ржал на эту тему все наше детство и лет до 11), а одна из девочек была классической идише мамэ и комсомольской активисткой в хорошем смысле слова. Она довольно быстро стала занимать лидирующую позицию, что, мне кажется, несмотря на все её задвиги в целом, довольно сильно изменило ситуацию в классе сильно в лучшую сторону: она помогла им взрослеть.
Говорю "кажется" и "им", потому что четвертую четверть 8 класса я встречала уже в другой школе: мы переехали в уездный город N, сиречь Сосновый Бор. То, что это - точнее, неумение прожить эту травму (а это была для меня настоящая трагедия) - сломало мне жизнь, это другой вопрос. Сейчас мы про школу.

Школа № 1 города Сосновый Бор, где я училась с конца 8 и до выпускного.
Когда мы переехали, я лезла на стенки, рвалась в Петербург, уезжала туда при каждом удобном случае и не замечала своих одноклассников от слова вообще: во-первых, я тут типа из культурной столицы, а вы тут что. Во-вторых, мне правда было очень, очень плохо.
При этом я не помню, чтобы здесь был вообще хоть какой-то намёк на травлю хоть кого-то. Да, бывали конфликты, снова не очень повезло с классной (например, в 11 классе она нам сказала "ну, вы класс не дружный, вам друг на друга плевать" - при том, что это было не совсем так, просто не было какой-то дружбы взахлеб. Однако после этих слов мы последние месяцы словно опомнились и дружили как не в себя за все минувшие годы), но всё было довольно здраво. Ребята не задирали девчонок не то, что совсем уж бессмысленно, а буквально вообще; главный "ботаник" класса, при всех ухмылках за спиной, пользовался непререкаемым авторитетом по принципу "если уж Серёжа говорит, значит это точно проверенная инфа". К 11 классу я вдруг с удивлением осознала себя в лидерах класса, причем с авторитетом, порой даже перекрывающим Серёгин по каким-то областям. И это при том, что я ходила в юбке в пол (а иногда, как мы помним, даже в платке), диагноз "православие головного мозга" (именно в таком формате) был написан у меня на лбу аршинными буквами, я откровенно не умела общаться с большей половиной наших парней, новенькую отличницу буквально ненавидела и при любом удобном случае продолжала рваться в Петербург.
Первые годы после выпуска мы встречались каждый год, причем с какого-то момента - на оставшейся нашей квартире (начиная с моего 1 курса мы постепенно переехали обратно в СПб). В какой-то момент пытались крутить роман с другим Сергеем. Взахлеб дружили и общались с девочками - многие связи наладив уже именно после выпуска. Пришедший уже буквально на излете старшей школы Олег и подавно не только мой дорогой и важный человек, но и моей сестры. У моей мамы над кроватью висит одна из моих лучших фотографий, сделанных Серёгой на пирсе спустя несколько лет после выпуска (этот юзерпик, кстати, тоже его авторства '15 года). А где-то в глубине души у меня до сих пор живет стойкое ощущение, что если очень-очень постараться вернуться, то всё получится. Куда? Ну как куда. Из Петербурга - в Сосновый Бор.

Так вот, это я всё к чему (а то опять ушла в романтически-ностальгический психоанализ) : что, вот прям все три раза именно мне так просто взяло и повезло, что мне достались такие классы? Рили?
Tags: #чтотебятакзадевает
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments