люциус, как ты себя выносишь (noliya) wrote,
люциус, как ты себя выносишь
noliya

Дневник читателя

Прочитала "Сагу о Форсайтах" Голсуорси.
Да, только сейчас.
Имею много сказать.
У меня всю жизнь было некое, взращенное старшим поколением, предубеждение против этой книги. Как что-то несерьезное воспринималось, ну.
Это первое.
Второе - почему-то я всегда думала (здравствуй, "Эдда" и прочие саги!), что это про Скандинавию.
Третье - как хорошо, что я прочла это только сейчас - и как жалко! - когда я уже редко с жаром ввязываюсь (и развязываю!) в страстные литературные споры.
Но поговорить, тем не менее, да.
Интересно, конечно, как советская школа намертво вбила - вне зависимости от того, хочешь ты сам сейчас этого или нет - принцип подхода "автор хотел изобличить этих гадких буржуев!". Тяжеловато так читать, пока не затыкаешь этот внутренний голос вовсе. Именно этот - про сатиру и буржуев, от другого-то никуда не деться, тем более автор сам пафосно и в предисловии, и в последней фразе саги расписался, что к чему. Кто тут красота, а кто дурак дураком и уши холодные - а кто не согласен, тот и не Форсайт даже, а ващпе аццтой.
И, пожалуй, хорошо, что я прочла это только сейчас - когда полемический задор литературных споров уже поугас, страстного желания многостранично спорить о том, кто тут фу-бе (Ирэн, конечно))), а кто растет над собой (Сомс, ясное дело) уже почти нет.
И тот совершенно соплежуйский образ семьи Джолион-Ирэн портит сам себя невозвратно :)
Объясняю мысль.
Это прекрасная семья (лично у меня нечто подобно же прекрасное я видела только в "Автобиографии" Агаты Кристи - дословно, до миллиметра так, как мне в свое время хотелось и виделось. Вся эта мягкость, искусство, красота, и прочая, и прочая). Она восхитительная, все друг друга любят и уважают, при этом им повезло, что у них есть хороший крепкий достаток (как мило со стороны автора). И тем ужаснее она оттеняет то, первое, прошлое.
Автор и сам изо всех сил чувствует, что этот "ах-ах, брак без любви, умри, но не давай поцелуя!" - это самое слабое место линии Ирэн, поэтому и нагромождает вокруг него столько свистоплясок и трепыханий. Однако факт остается фактом: заведомо испытывая физическое омерзение к Сомсу, Ирэн выходит за него замуж. Зачем? Почему? Нет ответа.
Добро бы у нее были эти революционно-декабристские "я его перекую!" - но нет же (а он, кстати, очень неплохой материал для пере-, простите, -куя, о чем свидетельствует та часть, которая про Флёр). И при этом практически не стесняясь - путаться с женихом собственной лучшей подруги и родственницы, но это уже настолько банально, что тут и говорить не о чем.
Еще мне кажется важным отметить одну деталь, которая многим может показаться возможно даже идиотской, но это мой хэдканон)) Возможно, я сейчас не смогу совсем внятно это объяснить, но для меня внезапно очень четко "Случайная вакансия" Роулинг - во многом прямая наследница "Саги", а - вот она, мысль хэдканона - сама Роулинг прямая и неоспоримая наследница всей английской в частности и британской в целом литературы именно потому, что она не компилятор, но кровный, плоть от плоть потомок, по праву этого прямого наследования берущий и использующий свое.
Да, наверное у меня нет в "Саге" любимого героя, но если уж надо обязательно выбрать, то Сомс. Ясное дело.
Tags: дневник читателя, нужные книжки ты в детстве читал, юный хогварец
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments